Суд всегда будет на стороне туристов

туристы, пострадавшие от туроператоров 1
После взрыва летевшего из Шарм-Эль-Шейха авиалайнера в начале ноября прошлого года Президент России Владимир Путин ввел запрет на продажу авиабилетов в Арабскую Республику Египет. Всего через три недели еще более жесткие меры были предприняты против Турецкой Республики. Закрытие двух самых популярных для российских туристов стран нарушило планы на отдых десятков тысяч человек.
Но российские законы в сфере туризма гарантирует защиту потерпевших путешественников, возлагая всю ответственность на туроператоров.

 

 

Сами ограничения объяснялись необходимостью обеспечить безопасность отечественных путешественников. Ведь причиной падения лайнера стало взрывное устройство, которое террористы пронесли на борт благодаря халатности египетских служб безопасности. Запрет на продажу путевок в Турцию был снят 30 июня этого года, но меньше чем через три недели рейсы вновь были отменены, уже из-за попытки государственного переворота.

Действующее законодательство предусматривает, что при возникновении угроз безопасности для российских туристов в какой-либо стране уполномоченный орган (Федеральной агентство по туризму) должен опубликовать официальное сообщение. В этом случае потребители вправе в судебном порядке расторгнуть договор и потребовать возврата всей уплаченной за несостоявшийся тур суммы.

Турист всегда прав

Уклоняясь от объявления режима «ЧП», чиновники пытались защитить турбизнес от десятков тысяч претензий потребителей, лишившихся оплаченного отдыха и законно требовавших вернуть миллиарды рублей. Но этот расчет оказался ошибочным и для многих туроператоров обернулся огромными убытками – практика показала, что в подавляющем большинстве случаев российские суды удовлетворяют иски потерпевших путешественников, взыскивая с компаний не только стоимость самих туров, но и неустойку, штрафы и компенсации морального вреда. Во многих случаях общие выплаты в три раза превышают изначальную сумму.

Так, Темрюкский районный суд Краснодарского края взыскал с ООО «Натали Турс» в пользу туриста Хмельницкой 126 тысяч рублей – двукратную стоимость тура в Египет.
«Туроператор выступает точкой концентрации требований туристов. Никакие положения договора о реализации турпродукта не способны ограничить право туриста на предъявление требований к туроператору», – констатировали служители Фемиды.
Помимо уплаченных за потерянную путевку 66 тысяч рублей, суд обязал компанию выплатить клиенту штраф в размере 33 тысяч рублей и компенсировать моральный вред, а вот набежавшие за три месяца пени были уменьшены до 22 тысяч.

Схожее решение принял и Подольский городской суд Московской области, взыскав в пользу двух несостоявшихся путешественников почти полмиллиона рублей. Истцы купили у ООО «Трио Мед» путевки в Египет за 120 тысяч рублей на Новый год. Ответчик вынуждены был аннулировать тур, но не смог вернуть деньги, так как уже перевел их принимающей стороне для подтверждения бронирования отеля.
«В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья, турист вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения», – констатировал суд, удовлетворяя требования потребителей.
Помимо стоимости путевки в их пользу были взысканы неустойка, штраф и возмещение морального вреда.

Справка

По данным судебного департамента, в 2015 году туристы предъявили 4,3 тысячи исков о защите прав потребителей, 83 процента из них были удовлетворены. Средняя сумма взыскания за год выросла почти в 1,4 раза и составила 120 тысяч рублей.

Мнение экспертов

Светлана Мержвинская, юрист Северо-Западного регионального отделения Российского Союза Туриндустрии

Издание государственным органом запретительных актов, делающих выполнение обязательств невозможным, является обстоятельством непреодолимой силы. Но обычные правила ответственности за последствия форс-мажора в туризме, на мой взгляд, не всегда применимы. Стороны должны быть добросовестными, то есть – путем переговоров вместе искать консенсус. Например – изменения сроков путешествия, отдых в другой стране и так далее.

Кроме того, уполномоченному государственному органу – Федеральному агентству по туризму, не стоит оставаться в стороне, в том числе необходимо активно участвовать в судебных спорах. Туристы призывают в помощники Роспотребнадзор, а туроператоров должен поддерживать Ростуризма.

Источник

1 комментарий к “Суд всегда будет на стороне туристов

  • Федор говорит:

    Что нужно делать туристам, чьи туры аннулированы?

    1. Вне зависимости от перечня услуг, входящих в туристский продукт, турист имеет право на возврат уплаченных денег в полном объеме. Для этого нужно предъявить туроператору соответствующую претензию.

    2. Турист имеет право пользоваться всеми услугами, входящими в туристский продукт, в полном объеме, в том числею с изменением сроков и направления поездки по согласованию туриста и туроператора.
    Если такие услуги были оплачены туроператором частично, то турист может пользоваться данными услугами с самостоятельной дополнительной оплатой этих услуг. Расходы по ним также должны быть возмещены туроператором на основании претензии.
    При повторной оплате туристом услуг, уже оплаченных туроператором, необходимо сохранять подтверждающие документы для последующего возмещения.
    3. В случае неудовлетворения туроператором претензий туриста, ему следует обращаться в суд.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>